Чек-лист для выбора провайдера ESG-рейтингов
ESG – это комплексный подход, оценивающий влияние корпораций на окружающую среду, общество, корпоративное управление, и пример огромного потенциала некоммерческого сектора и социальных в своей основе инициатив влиять на экономическую политику компаний и государств.
Тема устойчивого развития приобрела высокую актуальность в последние годы прежде всего потому, что традиционных финансовых метрик и KPI уже недостаточно для оценки долгосрочных перспектив развития бизнесов, отраслей, регионов и государств. Предсказуемость в долгосрочном периоде является критичным фактором принятия решений ключевых стейкхолдеров: инвесторов, акционеров, сотрудников, общества и государства.
Для того, чтобы описать не только финансовое состояние компаний, но и их экологическое и социальное поведение с середины 1980-х гг. начала появляться экспертиза нефинансовой оценки компаний, которая сейчас оформилась в ESG-рейтинги.
Качественная нефинансовая отчетность и высокие ESG-рейтинги становятся источником дополнительного конкурентного преимущества для компаний и трансформируются вполне реальные финансовые преимущества. Согласно исследованию компаний S&P500, проведенному NASDAQ в 2019 году, на пятилетнем горизонте лидеры ESG рейтингов демонстрируют более высокие показатели стоимости и доходности бизнеса, чем в среднем по выборке. В то же время заемный капитал для них гораздо дешевле.
Лидеры | Середняки | Отстающие | |
Р/Е | +11% | -1,4% | -0,8% |
EBIT | +10,6% | +1,2% | -16,0% |
ROIC | +22,3% | -5,5% | -12,8% |
Interest rates | -11,1% | -1,3% | +4,3% |
DY | +10,6% | -0,7% | -39,6% |
Рост популярности нефинансовых рейтингов сопровождается одной особенностью, которая создает сложности для компаний и инвесторов. Она состоит в отсутствии единой методологии. Рейтинги отличаются по объекту оценки и отраслевой специализации, шкалам и интерпретации результата, по детализации и автоматизации процесса и т.д.
Различия в процессе присвоения рейтингов – это глобальная проблема, а большой и неструктурированный объем информации, которую предоставляют корпорации, её усугубляет. Поэтому эксперты ESG-платформы NPO Adviser рекомендуют придерживаться взвешенного подхода к раскрытию нефинансовой информации с ориентацией на методики целевых для вашей компании рейтинговых агентств.
ESG-рейтинги не являются самоцелью, они должны служить интересам вашей компании и помогать в достижении заявленных целей. Для того, чтобы разобраться в многообразии рейтинговых агентств, необходимо ответить себе на несколько простых вопросов.
![](/wp-content/uploads/2021/12/esg-icon-3.png)
Рейтинг может потребоваться для привлечения инвесторов, если вы планируете выходить на IPO или ваши акции уже торгуются на бирже, и если вы планируете выпуск облигаций. Для непубличных компаний ESG-рейтинг может потребоваться для заключения контракта с крупным заказчиком или привлечения банковского финансирования.
![](/wp-content/uploads/2021/12/esg-icon-2.png)
Рейтинговые агентства могут оценивать компанию или ее отдельный проект, на которое требуется финансирование. Также рейтинги могут присваиваться странам или отдельным территориям внутри государств.
![](/wp-content/uploads/2021/12/esg-icon-1.png)
Как правило рейтинговые агентства подразделяются на тех, кто оценивает только нефинансовые компании, и на тех, кто применяет универсальный подход. Выбирайте рейтинг, не только специализирующийся на вашей отрасли, но и не дискриминирующий её. Есть рейтинги с предустановленными отрицательными баллами по ряду отраслей, что может поставить вашу компанию в заведомо невыгодное положение.
![](/wp-content/uploads/2021/12/esg-icon-5.png)
Поинтересуйтесь у ваших партнеров, на какие рейтинги они ориентируются и какие параметры в этих рейтингах для них являются определяющими. Коме того география применения рейтинга должна соответствовать географии продаж вашей компании. Если вы работаете с внешними рынками – фокусируйтесь на международных рейтингах. Если вы работаете на внутреннем рынке — выбирайте российское агентство.
![](/wp-content/uploads/2021/12/esg-icon-4.png)
Необходимо оценить сколько рабочего времени вы готовы посвятить работе с рейтинговыми агентствами. Если тема ESG – это дополнительный функционал к вашим основным задачам и у вас в штате нет сотрудника, выделенного на ESG, выбирайте рейтинговое агентство с высокой степенью автоматизации сбора и представления ESG-данных. Так вы сможете существенно уменьшить временные затраты на предоставление данных и оперативнее получать информацию о ESG-рейтинге ваших контрагентов.
В России пока еще рано говорить о прямом влиянии ESG-рейтингов на стоимость внешнего финансирования. Однако в самой ближайшей перспективе «нефинансовая» устойчивость компании будет активно учитываться в оценке риск-профиля компаний, претендующих на получение банковского кредита или иной формы внешнего займа. Среди ключевых тактических целей Банка России в области устойчивого развития на 2021-2024 гг. заявлена разработка инициатив по контролю за оценкой и учетом финансовыми организациями ESG-рисков. Одновременно ЦБ рекомендует публичным акционерным обществам раскрывать нефинансовую информацию и получать внешнюю независимую оценку такой отчетности.
В связи с этим, рекомендации NPO Adviser – активно изучать новые правила и адаптироваться к новым требованиям, по которым будут жить рынки капитала уже через два года, и обращаться за консультацией к независимым экспертам, которые помогут объективно сориентироваться в многообразии рейтингов и требований и сформировать оптимальную стратегию повышения позиций компаний в рейтинге ESG.