Чек-лист для выбора провайдера ESG-рейтингов

ESG – это комплексный подход, оценивающий влияние корпораций на окружающую среду, общество, корпоративное управление, и пример огромного потенциала некоммерческого сектора и социальных в своей основе инициатив влиять на экономическую политику компаний и государств.

Тема устойчивого развития приобрела высокую актуальность в последние годы прежде всего потому, что традиционных финансовых метрик и KPI уже недостаточно для оценки долгосрочных перспектив развития бизнесов, отраслей, регионов и государств. Предсказуемость в долгосрочном периоде является критичным фактором принятия решений ключевых стейкхолдеров: инвесторов, акционеров, сотрудников, общества и государства.

Для того, чтобы описать не только финансовое состояние компаний, но и их экологическое и социальное поведение с середины 1980-х гг. начала появляться экспертиза нефинансовой оценки компаний, которая сейчас оформилась в ESG-рейтинги.

Качественная нефинансовая отчетность и высокие ESG-рейтинги становятся источником дополнительного конкурентного преимущества для компаний и трансформируются вполне реальные финансовые преимущества. Согласно исследованию компаний S&P500, проведенному NASDAQ в 2019 году, на пятилетнем горизонте лидеры ESG рейтингов демонстрируют более высокие показатели стоимости и доходности бизнеса, чем в среднем по выборке.  В то же время заемный капитал для них гораздо дешевле.

ЛидерыСереднякиОтстающие
Р/Е+11%-1,4%-0,8%
EBIT+10,6%+1,2%-16,0%
ROIC+22,3%-5,5%-12,8%
Interest rates-11,1%-1,3%+4,3%
DY+10,6%-0,7%-39,6%
Исследование финансовой результативности компаний S&P500 в течении 5 лет, сгруппированных на основе их ESG-рейтингов от MSCI (2019). Сравнение со средним по выборке (S&P500)

Рост популярности нефинансовых рейтингов сопровождается одной особенностью, которая создает сложности для компаний и инвесторов. Она состоит в отсутствии единой методологии. Рейтинги отличаются по объекту оценки и отраслевой специализации, шкалам и интерпретации результата, по детализации и автоматизации процесса и т.д.

Различия в процессе присвоения рейтингов – это глобальная проблема, а большой и неструктурированный объем информации, которую предоставляют корпорации, её усугубляет. Поэтому эксперты ESG-платформы NPO Adviser рекомендуют придерживаться взвешенного подхода к раскрытию нефинансовой информации с ориентацией на методики целевых для вашей компании рейтинговых агентств.

ESG-рейтинги не являются самоцелью, они должны служить интересам вашей компании и помогать в достижении заявленных целей. Для того, чтобы разобраться в многообразии рейтинговых агентств, необходимо ответить себе на несколько простых вопросов.

01
Для чего вам ESG-рейтинг?

Рейтинг может потребоваться для привлечения инвесторов, если вы планируете выходить на IPO или ваши акции уже торгуются на бирже, и если вы планируете выпуск облигаций. Для непубличных компаний ESG-рейтинг может потребоваться для заключения контракта с крупным заказчиком или привлечения банковского финансирования.

02
Что вы хотите оценить?

Рейтинговые агентства могут оценивать компанию или ее отдельный проект, на которое требуется финансирование. Также рейтинги могут присваиваться странам или отдельным территориям внутри государств.

03
Совпадает ли отрасль вашей компании со специализацией рейтингового агентства?

Как правило рейтинговые агентства подразделяются на тех, кто оценивает только нефинансовые компании, и на тех, кто применяет универсальный подход. Выбирайте рейтинг, не только специализирующийся на вашей отрасли, но и не дискриминирующий её. Есть рейтинги с предустановленными отрицательными баллами по ряду отраслей, что может поставить вашу компанию в заведомо невыгодное положение.

04
На каких рынках работают ваши ключевые партнеры и на какие рейтинги они ориентируются?

Поинтересуйтесь у ваших партнеров, на какие рейтинги они ориентируются и какие параметры в этих рейтингах для них являются определяющими. Коме того география применения рейтинга должна соответствовать географии продаж вашей компании. Если вы работаете с внешними рынками – фокусируйтесь на международных рейтингах. Если вы работаете на внутреннем рынке — выбирайте российское агентство.

05
Насколько важна для вас автоматизация процесса оценки?

Необходимо оценить сколько рабочего времени вы готовы посвятить работе с рейтинговыми агентствами. Если тема ESG – это дополнительный функционал к вашим основным задачам и у вас в штате нет сотрудника, выделенного на ESG, выбирайте рейтинговое агентство с высокой степенью автоматизации сбора и представления ESG-данных. Так вы сможете существенно уменьшить временные затраты на предоставление данных и оперативнее получать информацию о ESG-рейтинге ваших контрагентов.

В России пока еще рано говорить о прямом влиянии ESG-рейтингов на стоимость внешнего финансирования. Однако в самой ближайшей перспективе «нефинансовая» устойчивость компании будет активно учитываться в оценке риск-профиля компаний, претендующих на получение банковского кредита или иной формы внешнего займа. Среди ключевых тактических целей Банка России в области устойчивого развития на 2021-2024 гг. заявлена разработка инициатив по контролю за оценкой и учетом финансовыми организациями ESG-рисков. Одновременно ЦБ рекомендует публичным акционерным обществам раскрывать нефинансовую информацию и получать внешнюю независимую оценку такой отчетности.

В связи с этим, рекомендации NPO Adviser – активно изучать новые правила и адаптироваться к новым требованиям, по которым будут жить рынки капитала уже через два года, и обращаться за консультацией к независимым экспертам, которые помогут объективно сориентироваться в многообразии рейтингов и требований и сформировать оптимальную стратегию повышения позиций компаний в рейтинге ESG.